Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Творческая работа

Творческая работа

«Новый образовательный стандарт:

мой творческий поиск, методические находки».

 

« Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем  у детей завтра».

Джон Дьюи

 

       «Школа» в переводе с латинского означает «лестница», по ступенькам которой восходит ученик. Учитель указывает направление, а ученик самостоятельно проходит свой путь. Строить эту лесенку для каждого свою, кому-то пологую, для кого-то покруче, помогает учитель. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами сидит Будущее России,в этом Будущем предстоит жить и мне.

     В известной притче: «Молодой человек приставил к стене лестницу и стал по ней подниматься. Лестница была шаткая и много сил, положил молодой человек, чтобы все-таки взобраться по ней на стену. А когда он наконец-то взобрался наверх, то не увидел там того, что ожидал. И такое его смятение постигло, такое отчаяние, что хоть бросайся вниз. Оказалось, что не к той стене он лестницу приставил». Я думаю, что роль учителя Новой школы состоит именно в том, чтобы помочь ученику выбрать «нужную стену». Показать нашим детям  необходимость образования, помочь им стать нужными обществу, найти в нем свое место после выхода из школы - это главнейшая задача педагога.

       Педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. Общение учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. Современный учитель - это прежде всего друг по отношению к детям, помощник, советчик и союзник, искатель, всегда находящийся в пути. Поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Я, как учитель, начавший свой педагогический путь в XX веке и продолжающий работать в XXI, понимаю необходимость и значимость происходящих изменений.

      Начальная школа - это первая ступенька, с которой начинается путь ученика в будущее; это фундамент, от прочности которого зависит, каким будет оно. Новые стандарты предъявляют высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы - мы идем навстречу качественным изменениям. А значит, в первую очередь, должны измениться мы сами - учителя.

       В ФГОС начального общего образования  наряду с предметными  выделяют и личностные (готовность и способность обучающегося к саморазви-тию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности) и метапредметные (освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия) результаты обучения. Выдающийся педагог XIX века А.Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит находить ее» , а известная китайская мудрость вторит этой мысли «Хочешь накормить голодного - не давай ему рыбу, а дай удочку и научи ловить рыбу!». Поэтому главный работник на уроке в новой школе - это ученик. Учитель же, должен стараться заменять методы «объяснения нового» построением способов самостоятельного «открытия» новых знаний. Только тогда перед детьми откроется удивительный мир знаний, и они будут понимать, что нет на свете таких проблем, которые они не смогли бы решить. И, конечно же, главная задача учителя новой школы - разбудить в каждом ребенке величайшего гения и творца, воспитать человека с современным мышлением, способного реализоваться в жизни.

      Но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, но и  не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Это урок - познание, открытие,  деятельность, противоречие, развитие, рост, творчество, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в общении, комфорт. Современный урок обязательно закладывает основу для будущего.                                                                                         Что главное в современном уроке? Я согласна, что урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока - идеальное воплощение новых стандартов на практике. Дети ощущают, что ведут урок сами.  

      Передо мной как педагогом стоит еще одна задача: научить ребенка ориентироваться современном  потоке информации, воспринимать мир не разрозненным, а единым целым. Взаимосвязи с другими учебными дисциплинами разнообразны и многофункциональны. Межпредметные связи рассматриваются как один из путей реализации развивающего обучения, который ведёт к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников – межпредметных понятий и метапредметных умений. В связи с этим пришла к осознанию необходимости изменения характера учебного процесса и способа деятельности учащихся. Поэтому работая по УМК «Перспективная начальная школа», делаю опору на межпредметные связи, способствующие формированию у учащихся целостного представления о системе знаний. Это позволяет мне связать все знания, получаемые по различным учебным предметам, и фоновые знания в единую систему. Чтобы добиться определенного успеха, прежде всего, изучаю межпредметные связи по каждому курсу из программ и учебников других предметов, разрабатываю средства и методические приемы реализации межпредметных связей на конкретных уроках; планирую контроль и оценку результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

        Я использую в своей работе различные способы интеграции. Интегрирую материал из традиционных классических предметов, учитывая особенности отбора содержания при интеграции. При этом происходит рождение серии уроков, обновляющих содержание предметов, либо разовых интегрированных уроков разного характера. Так, курс литературного чтения построен на основе внутрипредметной и межпредметной интеграции. В нем прослеживаются межпредметные связи с такими курсами, как окружающий мир, русский язык, музыка, изобразительное искусство.

        На уроках литературного чтения используются знания, полученные на уроках русского языка, окружающего мира, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Объединение усилий предметов художественно-эстетического цикла с литературным чтением обогащает ребенка, затрагивает такие струны, которые наиболее чутко откликаются на то или иное эмоциональное воздействие. В центре внимания литературного чтения, русского языка, окружающего мира находятся умения работать с источниками информации. Учу детей умению извлекать и применять на уроках литературного чтения, изобразительного искусства информацию, полученную при изучении других предметов, а на них использовать информацию, полученную на уроках литературного чтения.

   Для ребенка естественно по-разному описывать один и тот же предмет или явление. Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные знания, полученные на уроках, складываются в одну большую “картинку-представление”, способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию. Поэтому на уроках использую прием «Я вижу так». Ученикам предлагается объяснить понятие или явление с разных точек зрения. Предлагаю выбрать  позицию (профессию): «Инженер», «Языковед», «Химик», «Художник», «Музыкант», «Физик», «Математик» и другие. А затем это понятие или явление рассматривается на уроке, открываясь новыми гранями для учащихся.

     Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенные преимущества:

– повышают мотивацию, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

– способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

– способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

–  позволяют систематизировать знания;

– способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

– обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;

– формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда.

    Интегрированные уроки провожу в различных формах:

– на уроке обмена знаниями ребята делятся сообщениями о своих изысканиях на заданную тему. На таких уроках особенно увлекают учащихся деловые игры: «Посмотри на мир чужими глазами», «Аукцион знаний», которые позволяют вводить новые понятия, учить строить свободные высказывания, задавать вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассматривании различных объектов и явлений, составлять описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам.

– урок -исследование предполагает необходимость самостоятельного поиска детьми решения поставленной проблемы. Методы поиска предварительно хорошо продуманы, освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок имеет высокую эффективность и значимость. Учащиеся занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов, работают с различными источниками. Все это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность.

    На своих уроках использую различные способы воздействия на учащихся в виде видео – художественного, музыкального ряда, декламации. Тем самым формирую у учащихся регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД: подготовка детьми сообщений на определенную тему (развитие целеполагания, планирования и прогнозирования результатов, саморегуляция при ответе), работа в  малых группах и парах (планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, умение выражать свои мысли, уважать мнение одногруппника), чтение текста (развитие умения вычленять запрашиваемую информацию, объяснить свой выбор), выполнение учебных заданий (умение сконцентрироваться, актуализировать имеющиеся знания, применить их на практике).

   Таким образом, обоснованная интеграция позволяет учителю успешно формировать у учащихся метапредметные универсальные учебные действия, что является одной из основных задач, обозначенных во ФГОС второго поколения.

     Результатом работы стало повышение  у моих учащихся познавательного интереса, готовности к самостоятельной продуктивной практической деятельности, овладение универсальными способами деятельности, создание интегрированных учебных проектов. Анализ уровня сформированности УУД учащихся на конец второго класса ( 2013-2014 уч.год) показал, что успешно осуществляют логическое действие «сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным критериям 68% учащихся, «классификация» — 64 %, планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей научились 70% учащихся, 50% класса самостоятельно участвуют в дистанционных предметных конкурсах, олимпиадах.

         Всякое начало трудно – это истина для каждой науки. Быстро измениться вряд ли удастся в силу заложенных в нас стереотипов. Учителю необходимо развивать качества организатора, координатора и консультанта познавательной урочной и внеурочной деятельности. Он должен уметь организовать обучение и управление деятельностью ученика, быть сценаристом, режиссёром, организатором, речевым партнёром, энергизатором, контролёром, исследователем.  На сегодняшний день, учитель – это специалист, способный на творческую самореализацию, умеющий гибко реагировать на  происходящие изменения . 

     Когда мы говорим, что учитель – это призвание, мы  не забываем, что это и профессия. Быть профессионалом – значит находиться в постоянном движении и поиске. Ни одна реформа не состоится, если учитель не реформирует себя. Уже привыкла к мысли, что образование – это процесс длиною в жизнь, и он не заканчивается с окончанием вуза.  «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться,  в нём  умирает учитель» - утверждает Ушинский, и я стремлюсь следовать данному принципу в своей деятельности.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Олейникова (10.01.2015)
Просмотров: 199 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar